Создание скрипта для робота в HR: кейсы и принципы
Создание скрипта для робота в HR: кейсы и принципы. Фото: СС0
В этой статье обсудим, чем голосовые роботы могут помочь HR-специалистам и как их правильно использовать.
Что такое голосовой бот
Это ИИ-сервис для взаимодействия с пользователями через голосовой интерфейс. Такие программы принимают, распознают и обрабатывают речевую информацию абонентов, а также отвечают им на естественном языке. Для этого используются технологии определения и синтеза речи, машинное обучение и NLP.
Голосовые боты легко интегрируются в приложения, устройства и платформы, а также применяются в различных сферах бизнеса и профессиональных нишах, в том числе для решения HR-задач.
ИИ-помощники дают отделу кадров такие преимущества, как:
- Автоматизация рутины и освобождение времени рекрутеров для более важных задач.
- Экономия бюджета на расширении HR-отдела.
- Оптимизация внутренних процессов компании, включая связь с коллективом.
- Непрерывная обработка заявок даже с учётом разных часовых поясов.
Кроме того, голосовые помощники помогают улучшить пользовательский опыт соискателей, которые могут пройти первичное интервью в любое удобное время и в понятной форме.
Где применять голосовых ботов
HR-специалисты могут использовать цифровых помощников для разных целей — от подбора до информирования работников.
- Первичное собеседование. Роботы позволят быстро отсеять кандидатов по таким параметрам, как состояние здоровья, стаж, возраст, дополняя системы вроде Хантфлоу.
- Информирование о вакансии. Сюда относятся данные о зарплате, условиях работы, расположении офиса и др.
- Плановое уведомление работников. Например, о дате и времени собрания или корпоративного мероприятия, внутренних вакансиях. Также бот может пригласить на финальное собеседование в офис, дополнительно указав перечень необходимых документов.
- Проверка успешности мероприятий. Сюда можно отнести обратную связь о корпоративном тренинге, обновлённом регламенте и так далее. Это поможет расширить применение таких платформ, как iSpring и Unicraft.
- Информирование о трудовом распорядке. Бот расскажет о размере неиспользованного отпуска, порядке оформления командировок, месте нахождения необходимой документации и многом другом.
- Организационная деятельность. ИИ-помощник умеет принимать заявки на отпуск, уведомления о больничном или опоздании и т. п.
- Exit-интервью. Анкетирование через бота позволит лучше понять истинные причины увольнения работника, так как не каждый может говорить о них прямо.
Также через ИИ-помощник можно уведомлять сотрудников о технике безопасности, результатах рассмотрения заявлений, поощрениях или штрафах.
Как подключить и работать с цифровым помощником
Интегрировать голосового бота с CRM или другой информационной системой предприятия можно из различных сервисов — например, при помощи роботов от МТС Exolve.
Эта CPaaS-платформа поможет бизнесу:
- Разработать диалоговые сценарии и скрипты, по которым бот соединяется с пользователем и отвечает на звонки.
- Оценивать эффективность кампаний.
- Синтезировать голос по заранее подготовленному скрипту. Для этого доступны восемь премиум-озвучек от Yandex SpeechKit.
- Вести беседу в режиме реального времени. Голосовой бот адаптируется к диалогу, замолкает, когда говорит пользователь, и своевременно ему отвечает.
- Рассылать SMS, например, с дополнительной информацией после звонка.
Кроме того, через робота можно совершать автоматические вызовы, настраивать персонализированные звонки и так далее.
Как создать скрипт для голосового бота для первичного обзвона: примеры и принципы
Сценарии в МТС Exolve легко собираются через конструктор функциональных блоков. В него включены входящие и исходящие звонки, синтез речи, подключение к внешней базе данных, логистика информации, перенаправление вызовов и другие опции.
Это позволяет существенно разгрузить HR-специалистов, переложив первичный отбор кандидатов на голосовой помощник. Обычно работает следующий сценарий:
- Бот принимает вызов — соискатель удовлетворительно отвечает на все вопросы — разговор завершается с занесением данных в систему для дальнейшего анализа HR.
- Бот принимает вызов — кандидат не проходит первичный отбор и сразу получает уведомление об этом.
Рассмотрим каждый из двух случаев отдельно.
Собеседование пройдено
Содержание скрипта зависит от специфики вакансии. Но в любом случае интервью должно состоять из следующих этапов:
1. Бот представляет себя и компанию, чтобы соискатель понял, что набрал нужный номер.
Важно учесть два момента. Во-первых, вопросы желательно записывать с реального голоса или использовать качественный синтезатор речи — разговор с живым человеком вызывает больше доверия и помогает избежать отвлекающих уточнений вроде «Ты бот?»
Во-вторых, первая фраза зависит от номера, на который звонит кандидат. Если он общий — бот уточнит цель звонка пользователя. Если номер выделен под собеседование, скрипт может выглядеть так.
Пример:
«Здравствуйте! Меня зовут Сергей, я HR-менеджер компании „Максинвест“. Пожалуйста, представьтесь, чтобы мы могли начать».
2. В голосового помощника добавляются ещё два сценария. Первый: у компании только одна вакансия, и бот сразу переходит к опросу кандидата. Второй: есть несколько рабочих мест, и ИИ-помощник уточняет, на какое из них претендует человек.
Пример:
«Благодарю за информацию, (имя соискателя). Мы рассматриваем кандидатов на должности логиста, продавца и водителя. Какие позиции вас интересуют?»
3. Когда помощник установит должность, начнётся основной этап собеседования. Поочерёдно выясняются личные и профессиональные качества соискателя.
Пример:
«Спасибо за ответ. Вы можете уточнить:
Сколько лет вы работаете (название профессии)?
Есть ли у вас судимости?
Есть ли у вас проблемы со здоровьем?»
Перечень таких вопросов может разниться и зависит от предлагаемой вакансии.
4. Бот уточняет место проживания соискателя. Обычно это актуально для компаний с отделениями в разных городах.
Пример:
«У нас открыты вакансии в Краснодаре, Санкт-Петербурге и Омске. Подскажите, вы проживаете в одном из этих городов? Если нет, готовы ли вы к переезду или дистанционной работе?»
5. На финальном этапе собеседования робот уточняет, нет ли у кандидата вопросов по вакансии. В этом случае помощник реагирует на ключевые слова пользователя и подбирает под них заранее заготовленные ответы.
Пример:
Соискатель: «Какую зарплату в вашей компании получает водитель?»
Бот: «В зависимости от квалификации и опыта мы предлагаем оплату в размере от 70 до 90 000 рублей в месяц + премии».
6. Когда кандидат ответит на все вопросы, ИИ-помощник даст понять, что интервью окончено, и проинформирует о возможном продолжении собеседования.
Пример:
«(Имя кандидата), спасибо за ваше время и интерес к нашей компании. Мы рассмотрим вашу заявку и сообщим о результатах её рассмотрения в ближайшее время. Желаю удачи!»
После окончания разговора информация о пользователе передаётся в базу данных предприятия для дальнейшей обработки HR-отделом. Особо продвинутые компании создают автоматическую фильтрацию и приём на работу.
Собеседование провалено
Обычно интервью может сорваться по нескольким причинам:
- Соискатель не удовлетворяет формальным требованиям компании. Если навыки, опыт, место проживания и прочие факторы не соответствуют запросам работодателя, бот сообщает об этом человеку и завершает разговор.
- Кандидату не подходит вакансия. Это может выясниться во время уточняющих вопросов — например, когда соискателю сложно перебраться в другой город, его не устраивают условия труда и т. д. Тогда человек либо сообщает, что снимает свою кандидатуру, либо просто завершает разговор.
- Соискателю сложно общаться с ботом. Практика показывает, что создать идеального цифрового помощника с первого раза сложно, поэтому его нужно систематически анализировать и дообучать. Вот пример нераспознанного диалога:
Бот: «Мы предлагаем должности повара, уборщика, официанта. Какая вам подходит?»
Соискатель: «Третья».
Теоретически робот может выстроить логическую цепочку и понять, что речь о вакансии официанта. Но часто неочевидные ответы кандидата могут застопорить беседу. Поэтому любой помощник должен уметь переключаться на живого оператора.
Есть также вероятность, что кандидату неудобно продолжать интервью. Например, у него важный звонок по второй линии, или нужно сосредоточиться на управлении транспортом. В этом случае бот может предложить закончить собеседование позже, уточнить, в какое время удобно перезвонить, и сделать это позже.
Анализировать желательно даже незаконченные интервью — это поможет HR лучше понять ЦА и быстрее обучить бота на его ошибках.
Кейсы
Голосовые боты показали высокую эффективность в оптимизации как внешних, так и внутренних HR-процессов компаний.
Сеть продуктовых дискаунтеров
Так, в МТС Exolve создали ИИ-помощника для федеральной сети продуктовых дискаунтеров. Голосовой бот проводил первичное собеседование по телефону и передавал все данные в HR-отдел. Это позволило фирме снизить расходы на содержание кол-центра в три раза, а скорость обработки заявок увеличилась на 32%.
В месяц цифровой помощник проводил около 500 собеседований. Бот настолько исправно работал, что переключиться на живого оператора предпочло всего 5,3% пользователей.
Со слов начальника HR-отдела, робот помог рекрутерам централизованно получать информацию о кандидатах и обрабатывать её, не нарушая внутреннего регламента. Кроме того, ИИ-помощник улучшил условия для соискателей, которые быстрее проходили интервью в понятной для них форме.
Логистика
Положительную практику применения голосовых ботов показал робот в логистике. ИИ-помощник делился с соискателями основной информацией о вакансии и уточнял важные для работодателя вопросы, связанные с навыками, стажем и прочими компетенциями. При соответствии кандидата установленным требованиям анкета передавалась на обработку в HR-отдел, в ином случае бот сразу же сообщал об этом звонившему и прощался.
В итоге робот автоматизировал большую часть рутинной работы рекрутеров и за 2,5 месяца провёл более 500 часов собеседования.
Агропромышленный холдинг
Холдинг нашёл голосовому помощнику другое эффективное применение. Так как многие работники компании работают удалённо без доступа к email, общение с ними поддерживается в основном по телефонной связи. Робот помог предприятию оптимизировать связь со штатом, оперативно уведомлять их об акциях и проводить опросы. Также фирме стало удобнее получать фидбэк от новых работников, например, о соответствии их ожиданий, своевременном получении инвентаря, условиях работы и так далее.
Заключение
Внедрение голосовых скриптов в работу HR-отдела существенно облегчает жизнь рекрутерам. Цифровые помощники доступны 24/7, обрабатывают десятки заявок в минуту, а также самостоятельно ведут учёт собеседований.
С голосовыми ботами руководители экономят на расширении отдела кадров и оперативнее контактируют со своими сотрудниками.
Однако следует учесть, что ИИ-помощники могут не справиться с ситуациями, далёкими от сценария скрипта, поэтому роботов нужно систематически дообучать и давать пользователям возможность в любой момент связаться с оператором.